В этом романе есть чугайстры, но он не имеет отношения к «криптоисторическим» фантазиям Валентинова. В то же время — имеет очень прочную привязку к карпатскому фольклору (собс-но, Crowning Moment of Awesome в романе — это пролог, те самые фольклорные мотивы и переигрывающий).
Кроме чугайстров, есть «навки» (они же мавки, они же «нявки» — существа из народной демонологии, что-то вроде русалок: красивые, опасные и дикие «лесные девы». Но тут они объединены с навью, т.е., духами умерших. И оттого смотрятся еще опаснее). Да, и к тому ж: быть навкой, «неупокоенной» — это в описываемом мире нечто вроде неизлечимой болезни. Так же, как и быть ведьмой.
Еще здесь есть инквизиторы, ловящие ведьм и НЕ охотящиеся на неупокоенные души. В отличие от «страшных и ужасных» инквизиторов Перумова, здесь они — просто люди. Ни хорошие, ни плохие — просто работа такая…
Еще здесь есть три истории — про людей, которым приходится трудно (авторы не идеализируют жизнь… но тем интереснее читать). Юная девочка, сама того не желая, оказалась ведьмой, и всем (в т.ч. ей самой) от этого стало только хуже. Инквизитор ловит ведьм (которых читатель в своем воображении легко может заменить на организованную преступность — и все станет еще более узнаваемо): отдельных нарушителей(-ниц) закона отловить можно, а вот понять, откуда у этого явления корни тянутся — труднее.
Последняя история — про паренька, который хотел позвать свою умершую любовь с того света, и ему это удалось. (Выиграл он от этого или проиграл? Вы решите сами. Я бы сказал так: «Было очень больно, но не попытаться он не мог»). Три истории перерастают в одну, т.к. инквизитор из второй, паренек из третьей и «злой гений» Ивги из первой — это один человек.
Что будет в романе? Любовь к жизни, дающая сверх-силу, но не «замешанная» на любви к людям, а значит (по мнению авторов) плохая. Через что Клавдий и пострадал; но все-таки его рука еще тянется из пламени. Как знать — вдруг любимая (могучая и мудрая до бесчеловечности) пожалеет его?
Еще в книге есть гуси. Стая белых гусей. Зачем они там нужны?.. А затем, что это — наши страхи. Можно не бояться сломать ногу, попасть под машину, и т.п. И при этом — до смерти бояться ничтожнейших (зато — щиплющихся) птиц. В каждом из нас сидит какой-н. детский страх (предрассудок, комплекс).
Финал романа — открытый, потому как неизвестно, сумеют ли герои переступить через свои комплексы. Может быть, в финале родится новый мир, более чистый, без тех ужасов, что мы видели. А, м.б., в новом мире всё те же гуси?
Некоторые моменты в книге мне не понравились, показавшись изрядно затянутыми (весь этот бег по «железной змее», например. Кто из персонажей станет в итоге «маткой ведьм» — можно вычислить чуть ли не с первых строк. И т.д. Всё-таки это еще ранние Дяченко, » на лицо хоть сложные, но просты внутри»).
Одним словом, книга небесспорная, неоднозначная. Но — думать заставляет. И это хорошо.